КИНЕЗИОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ

Программа «Жизнь в движении» для детей с различными нарушениями в развитии.

Зобова Светлана Вильевна,

Сертифицированный инструктор по психотерапевтической кинезиологии, инструктор фитнеса и оздоровительной физической культуры, действительный член МОО АПК, автор оздоровительной программы «Жизнь в движении».

Svetzovi@rambler.ru

Health Kinesiology

«Life in Movement» Programme for children with different developmental disorders

Zobova Svetlana Viljevna,

Certified instructor of psychotherapeutic kinesiology, health/fitness and physical education instructor, member of Russian Professional Kinesiology Association, author of the «Life in Movement» programme.

Svetzovi@rambler.ru

Аннотация: В статье описаны приемы базовых упражнений программы «Жизнь в движении», которые помогают детям с различными нарушениями в развитии.

Ключевые слова: Дети с особенностями развития, комплекс мер и упражнений, собственная телесная организация, сенсорная интеграция в диалоге, обучение родителей.

Summary: The article presents basic excercises of the «Life in Movement» programme for children with different developmental disorders.

Key words: children with developmental particularities, sets of exercises, own body organization, sensor integration in the dialogue, parental education

В течении 2017года в коррекционно-речевом центре Санкт-Петербурга, наряду с другими специалистами, я проводила регулярные занятия по двигательной активности с детьми и их родителями. Мы прорабатывали, определенные психофизические блоки через движение. Основные инструменты в работе — это психотерапевтическая и образовательная кинезиологии, а также сенсорная интеграция в диалоге. За эти двенадцать месяцев увидела, что родители, дети которых приходили в центр, проявляли интерес к подобным методам. Для их самообразования я проводила индивидуальные и групповые тренинги на эти тематики. Особенно популярными стали упражнения на внимание, равновесие, мелкую и крупную моторику, перекрестную координацию.

Вот один пример из практики.

В речевой центр обратилась семья. Два мальчика возраст – 4,5 года. Проблема одного — отсутствие речи, у второго – чрезмерная активность, заикание, а также братья не могут найти общий язык друг с другом. Пройдя консультирование специалистов нашего центра, они обратились ко мне- тренеру по двигательной активности. Часовое занятия состоит из 5 блоков.

1 блок – преображение игрового поля и адаптация в пространстве с учетом интересов ребенка(например одна из тем: планеты солнечной системы, «…сегодня полетим на планету Сатурн»). Все действия происходят в этом ключе.

2 блок – гимнастика мозга и пальчиковая гимнастика, которая плавно встраивается в тему занятия.

3 блок – «исследуем планету»(использование инвентаря: цветная шведская стенка, большие и маленькие мячи, палочки, ремни, скакалки, батут, гантели, массажная воздушная подушка для баланса и др. ).

4 блок – конкурс «прячем предмет», рисуем карту-ориентир, исследуем помещение и работаем по этой схеме.

5 блок – преображение игрового поля и«возвращение на землю», вспоминаем, что было в начале урока – включаем «обратную память».

Блоки видоизменяются и дополняются по мере отработки предыдущих заданий. Прогресс был отмечен практически сразу. На втором месяце работы во время прыжков на батуте, ребенок выкрикнул мое имя. После этого стали появляться новые слова, за тем предложения, а к концу месяца получился полноценный диалог. У второго ребенка родители отметили интерес к конструированию, спорту, практически исчезло заикание, он стал более уравновешенным. В итоге братья стали лучше взаимодействовать друг с другом. Родители периодически посещали мои мастер-классы, и индивидуальные коррекции. Работаем и совершенствуемся до сих пор.

Результат: дети–сохраняют внимание, выполняют задание до конца, сосредотачиваются на предмете дольше обычного.

Уходит: повышенная возбудимость, суета, забывчивость.

В процессе сенсорной интеграции в диалоге, я даю ребенку возможность практически самостоятельно питать свои органы чувств в структурированном пространстве со специально подобранными снарядами и другими терапевтическими материалами. Таким образом, вырабатывается способность действовать самостоятельно при моем вербальном и невербальном участии. Только в процессе игры, у ребенка с нарушениями в развитии, есть шанс вступить в контакт с самим собой в условиях максимальной защищенности. В равновесие приходит тело, психика, сон, бодрствование, обмен веществ.

Я работала с такими диагнозами у детей как: аутизм, с-м Даун, ДЦП, различные неврологические расстройства. И везде применяла техники психотерапевтической, образовательной кинезиологии, целебного прикосновения, РЕЗЕТ, Динамическое движение, сенсорная интеграция в диалоге, элементы Ботмировской гимнастики и другие. Они плавно встраиваются в программу «Жизнь в движении», которая постоянно усовершенствуется.

Программа «Жизнь в движении» — это комплекс упражнений и мероприятий, направленные на работу с собственной телесной организацией. Программа универсальна и подходит как здоровому человеку так и людям с ограниченными возможностями, а также детям с нарушениями в развитии и их родителям, для баланса психоэмоционального состояния. Я предлагаю поэтапную работу, которая включает в себя семь ступеней.

  1. Консультирование: рекомендации врачей, общие тестовые приемы и мышечное тестирование.
  2. Контакт с ребенком: визуальный, тактильный.
  3. Составление индивидуальной программы и схемы работы в целом.
  4. Использование простых кинезиологических упражнений, Гимнастики мозга, меридианной гимнастики.
  5. Упражнения на координацию, от простых движений до усложненного варианта. Например: перекрестная координация с движением вокруг своей оси, пальчиковой гимнастикой и счетом.
  6. Техники дыхания – снятие мышечного и эмоционального напряжения, приобретение баланса и равновесия, например: ходьба в ритме дыхания, где движение распределяется на промежуточные ступени.
  7. Три главных упражнения на основе триединства тело-разум-дух. Упражнения в движении: на мышление, чувство и волю.

«Ходьба и движение способствуют игре мозга и работе мысли». (Жан Жак Руссо). А Лев Николаевич Толстой сказал :… «Красота телесных форм всегда совпадает с понятием о здоровой силе, о деятельности жизненной энергии». Я лишь хочу добавить, что жизнь напрямую связана с движением, а движение – это основа здоровья и духовного совершенства.

Ответить